ТЕКСТЫ

Творчество=Познание



Есть традиция отношения к искусству через анализ его течений, направлений, эпох. В них отражается изменяющаяся картина мира человечества. Непосвященный зритель задает мне вопрос: "Как называется Ваш стиль? Вы абстракционист или импрессионист?" В зависимости от уровня просвещенности зрителя, характер вопросов меняется. Неизменной остается тенденция поиска сходства с чем то уже известным: потребность встраивать новое впечатление - информацию в уже существующую картину мира - одно из базовых свойств сознания, гарантия его комфорта.

Макс Планк утверждал, что наука не может постигнуть главную тайну мироздания именно потому, что мы сами являемся частью загадки, которую пытаемся разгадать. А что может постичь и что постигает искусство?

Я - художник, и мой путь в искусстве, длящийся более полувека, дает некоторые небезинтересные ответы. Именно творчество, как образ жизни, явилось способом познания, приоткрыв мне невероятные и неожиданные пространства Тайны. Как при подъеме на гору: чем выше взбираешься, тем шире открывающиеся горизонты.



Персональная Вселенная


Творчество=Познание. Мой опыт ставит между ними знак равенства. Именно творчество, обнаружив и обнажив мою Персональную Вселенную, позволило мне понять, что каждое человеческое существо является уникальной Персональной Вселенной. Это не просто красивая поэтическая метафора, но точный термин. Персональная Вселенная - чувственно-ментальный образ мира, творимый человеком с момента его рождения. Он невидим, нематериален и в этом смысле он - иллюзия, но иллюзия особой природы. Она является нашей единственной прижизненной реальностью и ее мы воспринимаем как мир, каков он есть "на самом деле", тогда, как это лишь выстроенный нами мыслеобраз "окрашенный" нашими же чувствами со знаком "плюс" или "минус" в разной пропорции. Образ этот имеет определенный объем, глубину, ширину, высоту, естественно, не в физическом значении этих терминов.

Хотя Персональная Вселенная - жесткий и мало поддающийся переменам конструкт, при нормальном развитии личности он не закостеневает, но в идеале, постоянно увеличивает свой объем. Причем, любое новое знание естественно, как матрешки, встраивается в предыдущее, объемлет его не нарушая гармонии целого. Мозг всех человеческих существ работает по единому принципу, различие лишь в "коэффициенте полезного действия", "сырье"- информации и целях, ради которых используется. Тем не менее, в мире нет двух одинаковых Персональных Вселенных. Мы все уникальны и стереотипичны. Каждое человеческое существо, тем или иным способом, проявляет качества своей Персональной Вселенной, в том числе и художник. В творчестве каждого художника скрыт образ его Персональной Вселенной. Образы-единички сливаются, составляя единый образ Всечеловеческой Вселенной - духовный портрет человечества. Искусство - не только исповедь человечества, его "путевые заметки" на пути эволюции и самоосознания, но и истории его болезней. Как ни тяжел, ни сложен путь, он ведет к бессмертию через Любовь. Это открыло мне творчество.

Безмерно велика ответственность Художника. Несет ли его искусство нам помощь, возвышая души, облагораживая наши стремления, либо прибивает к земле и тащит вниз на уровень физических потребностей тела? Нам ведь всем необходима помощь на подъеме, не так ли? Я получала такую помощь от великих мастеров и моя благодарность им безмерна.



Ученичество: тайны искусства


Постижение средств выражения, первые шаги к мастерству. Началом я обязана школеИосифа Михайловича Гурвича. Обладая редкой живописной культурой, он открыл для меня власть цвета, гармонию контрастов, линию, пластику... Форма, касания, фактура, поверхность холста и масса не имеющих названия тонкостей передаются учителем ученику "от руки к руке".

Осваивая их, начинаешь видеть в музеях то , что скрыто от непосвященного. Как пользовались этими средствами мастера? Европейская живопись рубежа 19-20-го веков занялась осмысливанием собственного арсенала, не скрывая его за иллюзорностью изображения. Поэтому первыми понятыми "изнутри" были Матисс, Сезанн, Дерен и другие, близкие им по времени художники. Старые мастера глубоко прятали свои секреты, но наступал и их черед. Сотни часов, проведенных в Пушкинском музее на Волхонке и Эрмитаже, были своего рода медитацией: закладывалась культура видения.

Я писала только с натуры, проходя через многочисленные влияния любимых художников: от Сезанна и Модильяни до Зурбарана и ранних итальянцев... Проходя через очередное влияние, я, в буквальном смысле, видела мир глазами этого художника. Удивительным было открытие, что глаз повинуется внутреннему желанию - приказу своего владельца, который диктует ему, что и как видеть. В разные периоды творчества я убеждалась в этой странной его способности: мой глаз мог выделять в толпе только профили, в другом случае - только уши или одновременно только все носы; глаз производил "наводку на резкость", остальное как бы туманилось, уходило из поля зрения. Выделенная глазом обычная форма человеческого уха, но увиденная вмиг и в множественном исполнении, производит потрясающее впечатление. Человечество возникает как гигантский многомиллиардный Организм, состоящий из стереотипичных, но и уникальных единичек. Через видение приходит осознание единого принципа, неустанно штампующего неповторяющиеся образчики тел.

top

Гораздо позже, в период серии "Мы - конструкты" с ее цифровыми персонажами, я, глядя на лица людей, видела, условно говоря, из каких цифр они состоят. Цифры как бы проступали сквозь черты человека. Так же позднее было и с нотами.

Работая с натуры в период ученичества, я поняла, что она содержит в себе бесконечные возможности ее видения. Ненаправляемый, глаз может затеряться в мельчайших деталях, увидеть каждый лист на дереве. Мировое же искусство демонстрирует огромное множество решений в изображении деревьев. Та же история с изображением ч еловека, по нему можно определять время создания.

Так для меня возник вопрос об отношении к форме. Первые выводы - именно форма отличает одного состоявшегося художника от другого. Но как она возникает? Я видела, что в искусстве были те, кто "прокладывал лы жню" и другие, становившиеся на готовую, что, впрочем, часто давало прекрасные результаты. Ярким примером такого случая был для меня Хуан Грис.

Само по себе стремление к оригинальности и грандиозности порождало лишь тяжеловесные пустышки, погонные метры которых заполняли стены выставочных залов и музеев, тогда как Моранди, писавший скромные букетики цветов к дням рождения сестер, оставил нам свою неповторимость и шлейф последователей.



Загадка личности художника


Наполненность и пустота произведения искусства. В чем разгадка? Ответ на уровне "таланты" и "гении" меня не удовлетворял. Этикетки не дают ответа. Полюсность сравнимых по дару Рембрандта и Рубенса: глубина Рембрандта завораживала, количество мяса и декора у Рубенса - отвращали. Душа первого стремилась к Богу, второй отдал свой дар на обслугу католических дворов и ни его богатство, ни король, поднимающий его кисти меня не впечатлили. Но ведь был благородный Веласкес!

Разгадка в личности художника? В его системе ценностей? Подвижническая жизнь погибшего от одиночества Ван Гога... Мыслитель Сезанн, визуализировавший в холстах свою фундаментальную картину мира... Пикассо и Брак разыгравшие "в четыре руки" кубизм. Вместе с тем, творчество Пикассо в целом предельно автобиографично, своего рода "семейный альбом" Минотавра, демонстирующего свой фантастически мощный дар и до последнего дыхания доказывающего себе и другим, что он еще в силе. Но слепого Минотавра может вести за руку маленькая девочка... Тогда я ничего не знала о признании художника: "Когда я один на один с собой, у меня нет мужества считать себя художником в высоком, античном смысле слова". Религия и личная вера художника... В маньеризме - ложь от несоответствия личной веры и внешней задачи. Академизм - следствие исчерпанности набора правил.

Веер течений начала 20-го века - сад расходящихся тропинок искусства. Интеллектуальная реплика Дюшана мне была неинтересна. Пронзительная красота образов Модильяни, умеющий взлетать Шагал, страсть Сутина, Кандинский, Явлинский и одиноко, Рембрандт 20-го века - Жорж Руо, чья вера и чистая жизнь так же роднят его с великим Иоганном Себастьяном Бахом, как и устремленное ввысь мощное творчество - вот лишь точечная выборка того, что занимало мою юность.



Путь к себе


Ученичество закончилось, когда ответив себе на множество вопросов, я поняла, что мой единственный путь - пытаться выразить в холстах мир таким, каков он для меня. Каков он? Как его выразить? Я не знала. Но ведь была же причина тому, что все силы и время я отдавала живописи.

top

Я многому научилась и чувствовала в себе силу, но что именно я хочу и могу сказать людям? Цель была поставлена - начинался новый виток пути. В то время я не могла и предположить, к каким невероятным открытиям приведет поставленная цель.

Начало пути к себе мне сейчас видится раскопками. Я выкапывала себя из-под глыб мирового искусства, не боясь обнаружить под ними лишь нечто наивное и банальное. Я больше не писала с натуры, почти год только рисовала, чтобы выяснить, что же там, "внутри" меня. Смутные, неуловимые состояния души превращались в рисунки, некоторые из них стали холстами моей первой независимой серии "Музыканты и Персонажи".

top

Хрупкие, неустойчивые создания играли на несуществующих инструментах, старушки с крыльями раскачивались на гигантских качелях, стояли на цыпочках вытянувшись к небу или с сачком летели за бабочкой... С неба тянулись непонятные нити с колокольчиками, светящиеся точки-шарики зачем-то висели в пространстве. Гигантские прозрачные шары были полны крошечных светящихся геометрических фигур, которые постепенно вытеснили персонажей, заявив о своей самодостаточности в серии холстов "Аксиомы". Многие принимали эти холсты за дань абстрактному искусству, тогда как их сложные и хрупкие конструкции с внутренним звучанием, для меня реально с уществовали в некоем неопределимом пространстве и были образами чего-то очень важного. Может быть в них было предчувствие знания строгой организованности Мироздания, которое пришло позднее? Ведь и музыку любимых мной Баха, Телемана, Букстехуде я вижу внутренним зрением как запредельной сложности и красоты живые, видоизменяющиеся структуры.



Как я работаю?


top

К тому времени уже сложился мой метод работы. Он не изменился и поныне: я ставлю точку на листе бумаги - дальнейшее происходит как бы помимо меня, без яв ного участия рационального разума.

Рука рисует, повинуясь желанию чему-то очень важному возникнуть в мир через меня. Я не ищу объяснений появляющимся образам. Рано или поздно объяснения приходят. Иногда - спустя годы и они всегда частичны.

Рисунков десятки, сотни, в целом - тысячи. Некоторые из них становятся холстами. В какой-то момент, глядя на рисунок, я вижу в нем готовый холст. Неизбежно, что состоявшийся, он будет отличаться от внутренне увиденного, как отличаются образы сна от его пересказа. Мир образов в сознании и их материальное воплощение несопоставимы. Эти два мира - разной природы. Каждый холст сам диктует время, необходимое, чтобы в нем задышала частица тайны, что проговаривается и выдает себя в мгновенном рисунке.



Открытие


Увидев впервые ретроспекцию моих холстов, я обнаружила, что собранные вместе на стенах, они прочитывались мной как некий связный текст. И хотя смысл его мне не был известен, я прочла его без труда, получив доказательство, что в творчестве проявляет себя некое скрытое Знание, неизвестное личности художника-творца. Откуда оно приходит? В тот момент у меня возник образ гончара, смысл жизни которого был лишь с любовью изготавливать кирпичи, которые он складывал не задумываясь. Каково же было его удивление, когда вместо груды беспорядочных кирпичей он увидел невероятной красоты и внутренней логики строение - сказочный замок, дворец... Холсты оказались такими "духовными кирпичиками", из которых складывался строгий силуэт Знания.

Изменило ли это открытие дальнейший путь? Да=нет. О но лишь осветило уже пройденный. Еще сильнее стало желание узнать, что же скрывается дальше, за горизонтом и понять механизмы того, как это работает.



Интуиция


Что стоит за столь часто употребляемым, но доныне необъясненным понятием "интуиция"? За несколько месяцев до трагедии 11 сентября 2001 года, у меня возник рисунок и следом за ним холст с двумя вертикальными структурами - "эйдосами" небоскребов. Между ними в небе парил гигантский цветок. Когда случилась трагедия, я тотчас поняла, что мой холст - об этом. В нем был мирный ответ на еще несовершенное насилие. Позднее, в Ницце, я увидела холст 60-х годов Ники де Сен-Фалль: два небоскреба и пронзающий их самолет. Как это работает? Точного ответа у меня еще нет, но понемногу он проявляет себя.

На другом м оем холсте "Эйдосы-структуры", были изображены растения и узкие вертикальные цилиндры с овальными, по спирали расположенными отверстиями. Таких форм я никогда не видела. Возникли же они на рисунке обычным необъяснимым способом: "Веленью Божию, о муза, будь послушна". Спустя месяц я нашла "это" на океанском побережье в Калифорнии. "Это" оказалось удивительным скелетом кактуса. "Совпадения", которыми в свое время занимался Густав Юнг, признававшийся в общении с гностиком Василидом.



Мы - Одно


Несколько лет спустя, рисуя растения, я открыла свой очередной " маленький велосипед" - фракталы в растительном мире (о понятии фрактала я тогда ничего не знала). Сразу же мне "подкинули" совершеннейший образец никогда не виденного мной природного фрактала в виде овоща - капусты "романеско", которая с тех пор служит мне "учебным пособием", когда приходится объяснять, что мы, как духовные сущности, фрактальны. Мы - ОДНО. Я пользуюсь также объяснением, которое убедило 10-летнего мальчика. Он увидел на моем рисунке: 1 + 1 = 1 и указал на ошибку. Я спросила: - У тебя есть мама? - Да. - Ты ее любишь? - Очень - А она тебя? - Конечно. - Сколько у тебя друзей? - Трое. - Ты их любишь? - Люблю, и они тоже. Я объяснила ему, что души соединяются любовью. И в этом случае не только 1 + 1 = 1, как с мамой, не только 1+1+1+1=1, как с друзьями, но если бы семь миллиардов человеческих единичек любили друг друга (к сожалению, до этого пока далеко), то сложив семь миллиардов единичек мы получили бы Единицу. Мальчик постоял, подумал и сказал: "Понял". Взрослым нравится эта история, слыша ее они смеются, но я не уверена, что всегда могут ответить: "Понял".



"Мистический опыт" или "мой Алеф"


Когда-то, в конце 80-х годов у меня появилась серия холстов "Рассеченное пространство". Луч, рассекающий пространство с бегуще-летящими по нему прозрачными фигурами. Судьбоносные моменты в жизни: пересечение невидимой границы изменяет картину мира и жизнь человека. В холстах этой серии - предчувствие того, что ждало меня в 2000 году.

top

На рубеже двух тысячелетий, мне дано было пережить состояние, называемое в старину "мистическим опытом", а сейчас, скромно, "измененным состоянием сознания" или, безлико - "присоединением к информационному полю". События нескольких недель кардинально и навсегда изменили мою картину мира. Часть из них можно объяснить рационально. В стихотворении Борхеса художник к концу жизни обнаруживает, что все нарисованное им, как целое, являет его автопортрет. Это - метафора Персональной Вселенной. Моя же Персональная Вселенная на тот момент была уже "прорисована" в сотнях холстов. Я писала тексты, то есть шла перекодировка на язык обычного письма той же информации, что породила визуальные образы. Мозг работал в сверхактивном режиме. Как я понимаю, благодаря творчеству и персонифицированной задаче, я проходила стадию "познай самого себя", к чему призывали древние мудрецы.

Тогда стало происходить невероятное: я увидела, в буквальном смысле, все образы своего ментального мира как единое целое, увидела свою Персональную Вселенную! Это невозможно ни описать, ни объяснить потому, что это состояние не соответствует никакому другому опыту. Борхес, судя по всему, прошел через нечто подобное, в результате появился Алеф - точка пространства, в которой с одержатся все его точки. Я оказывалась в "своем Алефе" в течении многих недель, просыпаясь по неизвестной причине, ровно в 4-30 утра. "Мой Алеф" не содержал образы внешнего мира, но мыслеобразы-идеи в чистом виде. Мое сознание становилось в этот миг частью безграничного Разума, где было ВСЕ ЗНАНИЕ. Человечества? Вселенной? Ответа нет. С меня снялись "заглушки", обеспечивающие наше обычное восприятие мира - завеса приоткрылась. Мне как бы сказали: "Знай, крошка, Высокие Этажи Сознания существуют, бессмертие - не вымысел"... Открывшееся мне Знание было безгранично, необъятно и невыразимо.

top

Почему была приоткрыта завеса? Как предположение мне вспомнилась история. Человек пришел к мудрецу, кажется, это был Саи Баба, с жалобой: он, видите ли давно готов быть Учеником, а Учитель так и не появляется. "Не беспокойся,- был ответ - Вы, люди, устроены, как чайник со свистком".

Может быть моему "микро-чайнику" удалось "засвистеть" так, что это привлекло внимание Высшего Этажа? В тот период "уровень кипения" и вправду был на пределе. Поиск объяснений - лишь гипотезы. Главное, что этот опыт был прожит и самым невероятным в нем был не выход из тела, не ясное зрение при закрытых веках, не ожившее пространство и другие "чудеса", но ощущение Присутствия некой необъяснимой разумной Силы, объемлющей неземной Любовью, отчего чувствуешь себя крошечной точкой, которую эта сила охраняет и защищает. Когда Юнга спросили, верит ли он в Бога, он ответил: "Я не верю, я знаю".



"Объяснение"


На моих холстах когда-то появились и, изменяясь, продолжают жить гигантские прозрачные геометрические тела в бесконечном пространстве небоморя. Я смотрела на такой холст на одной из моих выставок и, как озарение, всплыл напрочь забытый сон, впечатливший меня в юности. В мягком, темном пространстве, как на сцене гигантского Театра - величественные сверкающие призмы, пирамиды, огромные сферы. Они прозрачны и наполнены внутренним светом. Как в лесу, я брожу среди них с неизъяснимо-сладким предчувствием Чего-то... Я - ищу...

Как я могла забыть этот сон на десятилетия? Я была потрясена, поняв, что геометрические тела на моих холстах, их прозрачность, сверкание и этот сон имеют один общий источник. Где он? Позднее, в египетской "Книге мертвых" я прочла, что душа, пройдя все препоны другого мира, попадает в пространство сверкающих геометрических тел - так говорит с ней Бог. Объяснило ли это откуда пришел сон? Нет, как ничего не объясняют и юнговские архетипы.

Зачем я пишу тексты? Когда идешь "без лыжни", нужно и понимать что происходит вокруг, и быть уверенным, что идешь в верном направлении. Вера...Верность...Уверенность - ведут они... Путь сначала прокладывается, а лишь потом описывается. Путешествие по невидимому миру души порождает визуальные образы. Они воздействуют напрямую и богаче любых объяснений. Тексты - лишь параллельный ряд.

Объяснение - это работа рациональной части разума. Его функция необходимая, полезная, но чисто служебная. Рациональный разум обслуживает своего владельца, выполняя его приказы. Но кто владелец? Личность индивида или его душа? Это не одно и то же. Личность - временная метаморфоза души. Интуитивно возникавшие визуальные образы уже содержат в себе скрытое знание, намного опережая его появление в рациональной части сознания.



Этапы


Поставив рациональный разум на место, я, тем не менее, воспользуюсь его услугами и попытаюсь обозначить, что же стояло для меня за изменениями формы визуальных образов. Начну с "Аксиом", о которых уже говорилось и которым, о чем я забыла упомянуть, предшествовали "Псевдонатюрморты", по точному определению, данному Мариной Бессоновой. Они представляли собой некие "сталактиты и сталагмиты" из все еще узнаваемых предметов и геометрических форм. В них - относительность понятий "верх-низ", "право-лево". В желании геометризации - интуитивное знание о едином организующем Принципе.

top

В "Аксиомах" это желание проявило себя более отчетливо. Эволюционировав в "Иллюзии" - фантомные, светящиеся изнутри полурастения-полукристаллы, геометризированные формы вновь стремились обрести узнаваемость, выйти в широкий мир.

"Прозрачные Пространства". Мир моих холстов утратил материальность, на смену пришел прозрачный мир мыслеобразов, его единственный герой - Свет. Объекты и персонажи холстов - лишь способы жизни Света. Так Он проявляет себя. Объяснить этот Свет невозможно. Могу лишь сказать, что выражение "свет разума" - об этом. Персонажи "Прозрачных Пространств" уже не трогательные, хрупкие существа 70-х годов, но светящиеся их силуэты - сверкающий абрис места, которое человек занимает в пространстве. Оно тоже изменилось. Исчезают стены, перегородки. В процессе эволюции они теряли свою плотность, становясь все более прозрачными. Возникает "небоморе" или стремящееся ко все большей космичности небо. Одна за другой появляются серии: "Старики", "Метро", "Зонтики", "Идущие", "Рассеченные Пространства". Серия "Падение Икара", как мне стало ясно спустя годы, интуитивно фиксировала неосознанные мной ошибочные выборы.

top

Названия холстов никогда не были важны для меня. Именем становилось первое, возникшее в сознании слово, когда была внешняя необходимость в поименовании. Позднее раскрылись внутренние смыслы образов и стало очевидно, что именно это первое слово точнее всего им соответствует. "Аксиомы", "Небесные окна", "Да=Нет" - тому пример. Были и просто описательные названия: "Люди и облака", "Люди и камни", "Люди и деревья". Эти холсты - о единой глубинной сути всего живого, а живо - ВСЕ.

В 2000 году возникла серия "Эйдосы". До некоторого времени объяснением прозрачности холстов для меня было лишь то, что они - образы бесплотной Персональной Вселенной. Когда пришло понимание, что любой физический объект имеет невидимого "двойника", я поняла, что имел ввиду Платон, говоря об эйдосах и, испросив у него разрешения, так назвала холсты.

top

Серия "Мы - Конструкты" - "побочный продукт" раздумий о принципах логического мышления и математики, как об одном из его проявлений, об интеллекте, о природе Числа и понятии Единицы. Следствие: неожиданно появившиеся в рисунках цифры - символы Числа как идеи, отвоевывали с ебе все более значительную роль. Вытеснив все прочее, они на время стали элементами, из которых, как из атомов и молекул материального мира выстраивались "цифровые персонажи", указывая на организованность мира невидимого. Естественное продолжение - мысль о музыке как языке души, породила серию персонажей из нот и музыкальной графики, включившую портреты выдающихся композиторов.

Серия "Мы - Одно". Объяснить все, что стоит в моей Персональной Вселенной за этим утверждением - затея безнадежная, учитывая безграничность показанного мне мыслеобраза и ограниченность возможностей текста. "Мы - Одно" - неоспоримый вывод, но с поправкой: оптимальная формула ответов на "вечные" вопросы на нашем человеческом уровне - "Да=Нет". Причина этого - неизбежная упрощенность наших ответов в сравнении с запредельной сложностью Реальности.

Холсты серии "Мы - Одно" - слабые искорки, распыленные детали невидимой Реальности - Великой Тайны Света. Мы все - крошечные частицы Света, но в нас он замутнен ложными мыслеобразами и нечистыми чувствами. Частица Тайны - в каждом человеческом существе. Ее разгадка приоткрывает занавес, позволяя заглянуть чуть дальше.

"Материя лишь функция от силы сознательного Разума, который есть матрица всего сущего". Эти слова Макса Планка подтверждают Знание, что открыло мне Творчество.

top

В начале Пути, в 14 лет, мне приснился сон. Стою на подножке поезда, набирающего скорость - почти лечу в воздухе. Дух захватывает от красоты фантастических растений. Поезд отрывается от земли- огромные, невиданные цветы начинают удаляться, превращаясь в покрывающий Землю изумительный ковер. "Боже! Какая красота! Этого никто и никогда не видел. Если бы удалось выразить это в живописи!" Оторвавшись от Земли поезд уносится ввысь...



Светлана Богатырь
Август, 2014, Марсель



Текст опубликован в журнале "Собранiе", 2015 год, с некоторыми изменениями

top

© 2011  

Светлана Богатырь